Конкурс проводился
с 14 июля по 26 сентября 2014 года

Пароль

Важоров  Эдуард Вениаминович

14.09.2014 21:55

Чувашская Республика

В поисках Абсолютной Истины –

Этнографическая экскурсия в "Козьму". Ожившая эпоха

Вместе с дочкиным классом побывал на этнографической экскурсии в Козьмодемьянске. Спасибо небесной канцелярии за погоду, а попутчикам - за интересную компанию!
Теперь я знаю, где несутся "горномарийские" куры, куда собираются на пленэр поволжские художники-пейзажисты, откуда родом Акбарс, как и где жили сто лет назад купцы и простые крестьяне "Козьмы" (так называют Козьмодемьянск сами жители).

Дорога от Новочебоксарска до Козьмодемьянска заняла, на удивление, не более часа, хотя мне все время казалось, что "Космодемьянск", как его почему-то все называют, расположен где-то на "краю света".

У въезда в город нас приветствовал памятник народного героя Акбарса (в переводе с тюркского "Белый барс"), прославленного музыканта и воителя времен Ивана Грозного. Теперь то я знаю, в честь кого названы банк и хоккейная команда...

Первым посетили мы в Козьмодемьянске Художественно-исторический музей им. Ф.В. Григорьева. Среди экспонатов мне показались любопытными: коллекция старинного оружия, первые российские изделия из фарфора, "аппарат для тайного голосования", недурственная галерея картин известных и неизвестных художников прошлого. Особо запомнилась картина современного автора, названная мною в шутку "Купание клонов". Подробности - в подписях к фото ниже. Также заинтересовала экспозиция содержимого двух кладов, найденных в окрестностях города. Один клад целиком из бумажных ассигнаций, а второй - из медяков времен Николая II. Говорят, на килограмм такой меди тогда можно было купить 10 коров.

Следующим пунктом экскурсии был дом зажиточного купца. С первого взгляда он кажется двухэтажным. На самом деле, это 3,5 этажное здание. Первый этаж утоплен в землю, второй смотрит окнами на улицу, третий - окнами по сторонам, а последняя "половинка" - довольно немаленький флигель.

Напоследок, мы надолго задержались в городском этнографическом музее под открытым небом. К слову, все музеи расположены примерно поблизости, на крутом берегу Волги, вечно обдуваемом ветрами.

С холма, на котором расположен этнографический музей, открывается чудный вид на старинную часть города. Жаль, что погода была пасмурная, хотя, к нашему приезду дождь перестал моросить и временами через разрывы хмурых туч прорывались лучи осеннего солнца.

Дети последовали за экскурсоводом, а я решил оглядеться и поснимать старинные постройки. Внимание мое привлекли люди, чем-то неторопливо занимающиеся вдали. Оказалось, мы попали на пленэр поволжских художников-пейзажистов. Я пообщался с некоторыми из них и удивился, насколько широка география участников (Пенза, Киров, Йошкар-Ола...) Основными сюжетами картин, чудесным образом появляющихся буквально на наших глазах, были старинные деревянные постройки - ветряная мельница, колодец, амбары...
Порадовало, что таинство создания картин заинтересовало и молодое поколение.

Сам этнографический музей изобилует оригинальными предметами дореволюционного быта жителей Козьмодемьянска. Мне лично были интересны старинные станки и приспособления, при помощи которых когда-то "на дому" делали буквально все - от тканей, до токарных деталей. Один аппарат выглядел так сложно, что я окрестил его "синхрофазотроном". До сих пор в неведении, что это и зачем было создано...

Чтобы освежить голову и добавить впечатлений от экскурсии, создатели музея под открытым небом придумали разместить среди мельниц и сараев несколько детских забав. Дети, оторвавшись от планшетов и смартфонов, также, как и столетие назад, с веселыми криками катались на качелях, пытались ходить (но все время соскальзывали) на ходулях, играли вместе с экскурсоводом в старинные подвижные игры...

Я считаю, что поездка в Козьмодемьянск была познавательной как для детей, так и для их родителей. Непременно надо приехать туда в пору золотой осени. И не только ради фотосюжетов. Просто ради того, чтобы пройтись не спеша и ещё раз ощутить, почувствовать сохранившуюся до сих пор красоту ушедшей эпохи...

IMG_2373

Художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева, Козьмодемьянск. Изнутри здание кажется намного больше, чем снаружи

IMG_2374

IMG_2375

Вот такие милые создания встречают вас у входа в первый выставочный зал, как только включается свет. Хорошо, что лампочки в глаза вставить пока не догадались. Но туалет (на всякий случай) расположили напротив...

IMG_2386

Обратите внимание на кайзеровский шлем. Что он тут делает, в центре России, среди русского оружия?

IMG_2387

Купчиха за прилавком. Похоже, с веками они не меняются...

IMG_2388

Именно такие стрельцы (похожие на Жорика Вартаняна из "Наша Раша"), как утверждают, заложили острог в 1583г. при освоении Поволжья Иваном Грозным после взятия Казани, на месте которого затем вырос город Козьмодемьянск.

IMG_2390

Пацан не доволен. Всю коноплю извели на ерунду... У нее ведь такие вкусные семечки! А если серьезно, меня насторожило, как неадекватно реагировали четвероклассники на слово "конопля" во время рассказа экскурсовода.

IMG_2398

Артиллерия прошлого. Сейчас она выглядит как игрушка, но в далеком прошлом была "царицей полей"...

IMG_2401

Лютня. Конечно, это ещё не Корг, но 28-голосная полифония была уже в те времена.

IMG_2407

Первый российский фарфор использовали на создание сцен из жизни простого народа (таких, как подкуп чиновника)

IMG_2410

Это не муха, а пчела. И попрошу не путать, работники музея обижаются...

IMG_2414

Аппарат для тайного голосования. Ошибся - лишился руки. И никакой бюрократии... (Шутка)

IMG_2415

Принтер XIX века. На самом деле, так выглядела мини-типография.

IMG_2420

Картины советских художников эпохи реализма. Сильные здоровые тела, жизнеутверждающие сюжеты, и никакого кубизма...

IMG_2421

"Купание клонов". На самом деле, картина называется "Котовцы. Купание коней" художника А.В. Трескина. Просто автор использовал для изображения всех людей на картине одного коня и натурщика. Кстати, на картине имеется анахронизм. Угадайте, какой.

IMG_2427

Автор этой картины, художник Ю. Клевер, писал все однообразно и примерно в одном стиле. Зато особое внимание уделял богатой рамке. Наверно, так произведения лучше продавались...

IMG_2428

И.К. Айвазовский. Лунная ночь на Черном море. 1855г. (Оригинал).

IMG_2429

"Кончита Вюрст в детстве"
А попробуйте определить сами пол ребенка, изображенного на картине. До недавнего времени картина называлась "Портрет ребенка". Совсем недавно название поменяли на "Портрет мальчика". Оказывается, наследнику зажиточного рода после рождения надевали серьгу на правое ухо, чтобы при пленении и киднепинге его не убили, а вернули родителям за щедрое вознаграждение. Художник Рачков Н.Е., вторая половина 19в.

IMG_2430


IMG_2434

Рау Эмиль. "Дама в голубом". 1858?
Эта картина смотрит на вас, куда бы вы не отошли. К тому же, картина кажется трехмерной, словно вы смотрите 3D фильм. Жутковатое и одновременно чарующее зрелище.

IMG_2438

IMG_2443

Охрана "кафешки" музейного комплекса не прочь попозировать с посетителями.


IMG_2456

"Музей купеческого быта", или, попросту - дом зажиточного козьмодемьянского купца. Скажите слету, сколько у него этажей?
(на самом деле, у дома 3,5 этажа - полуподвал, два этажа и флигель).

IMG_2458

Этот старинный храм остался бы в оффлайне, если бы я не попросил водителя подождать минутку и не совершил "спринтерский забег", чтобы его снять. Почему-то, нам храм не показали, хотя он находится в трех шагах от музейного комплекса...

IMG_2484

Этнографический музей под открытым небом г. Козьмодемьянск.

IMG_2489

Раньше из ивы могли сплести все, что угодно - одежду, мебель и даже транспорт. Убедитесь сами...

IMG_2476

"Синхрофазотрон" прошлого. Кто мне подскажет, что это за агрегат и для чего он был создан?

IMG_2508

"Зачем сторожевая вышка амбару" - спрашивал я себя фотографируя, и не нашел ответа... Наверное, столетия назад за всем был нужен глаз-да-глаз.

IMG_2510

Осенний пленэр поволжских художников - пейзажистов.

IMG_2565

Сперва эта художница из Пензы рисовала пейзаж в одном месте, затем решила добавить в него телегу совсем в другом. Вероятно, пространство в правом нижнем углу картины ей показалось пустующим.

IMG_2567

Соседство старого и нового. Рука так и просится открыть The Gimp и стереть сотовую вышку из кадра. Но, сотовые операторы меня не поймут... Куда нам без них.

IMG_2576

Токарный станок на ножной тяге. Изделия, созданные таким средствами, до сих пор исправно служат. Не то, что нынешняя "одноразовая" мебель.

IMG_2579

"Феррари XIX века." Такому гаражу мог бы позавидовать лет сто назад любой "пешеход".

IMG_2581

IMG_2589

IMG_2612

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.