Конкурс проводился
с 14 июля по 26 сентября 2014 года

Пароль

Щелкунова Людмила Геннадьевна

15.09.2014 19:44

Нижегородская область

Возрожденная обитель

Нижегородская область по праву считается удивительным краем. Известный географ В.С. Хореев писал о «многоплановой порубежности» Нижегородского Поволжья, указывая на то, что по нашей земле проходит много естественных природных границ  Русской равнины – геологические, климатические, растительные. Полоса песчаных низин, проходящая от западных границ, встречается с Приволжской возвышенностью у слияния Оки и Волги. Европейская темнохвойная тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами, которые, в свою очередь, сменяются на юге области луговыми степями. Большое количество рек и озер, разнообразие климатических условий, богатство флоры и фауны делают наш край поистине уникальным.

Русский историк Л.Н. Гумилев писал об особом значении в истории человечества таких природных регионов. Разнообразие и богатство природы издавна привлекало в такие места большое количество людей, и каждая этническая группа находила здесь что-то свое, необходимое для традиционных занятий. Ни один этнос не мешал другому, потому что у каждого была своя экологическая ниша. Происходил обмен результатами труда, и даже  бедствия в таких регионах пережить было легче – ведь благодаря многообразию природы всегда находились возможности  для выживания. Именно в таких местах, по мнению выдающегося историка, и складываются народы, имеющие славное будущее.

Неудивительно, что разнообразие и щедрость природы, постоянное соседство  с другими этносами, наложило отпечаток на характер людей, проживающих в нашем регионе.  Жители нижегородского края отличаются терпимостью, щедростью, готовностью объединиться  перед лицом общей беды и прийти на помощь нуждающимся. Вот почему я горжусь своими земляками и местом, в котором живу. А еще наша земля славится большим количеством святых мест: Дивеево, Флорищева пустынь, Макариев монастырь, старинные храмы Нижнего Новгорода, Арзамаса и Городца привлекают паломников из разных уголков нашей страны.

Я же хочу познакомить вас с менее знаменитым, но не менее значимым местом нашего края. Одно из старинных преданий гласит, что давным-давно на месте между современным Дуденевом и Горбатовом поселилось несколько отшельников. Среди них был молодой послушник –  бывший пастух, хорошо игравший на дуде, то есть пастушечьей свирели. В свободные часы он взбирался на  береговой обрыв и оглашал окские просторы чудесной музыкой. Проезжал как-то по Оке великий князь со своей дружиной и услышал звуки свирели. До глубины души тронула  его волшебная музыка.

По распоряжению князя дружинники отыскали на берегу искусного игрока. А когда князь лично посетил обитель и налюбовался прекрасными окскими просторами, то приказал основать на этом месте монастырь. Назвать его было велено Дудиным в память о пастушеской дуде, усладившей и очаровавшей слух князя. Вскоре на этом месте была построена церковь, монастырские обитель и службы.  

Глобал-Тур Дзержинск

Современный вид Дудина монастыря

Вот какая красивая легенда об истории возникновения Дудина монастыря сохранилась в народной памяти. Трудно сказать, отражает ли она реальные факты, но,несомненно,свидетельствует о том, какие талантливые и  поэтичные люди жили в наших краях. Амвросиев Николаевский Дудин монастырь расположен на правом крутом берегу реки у деревни Тетерюгино, Богородского района Нижегородской области. Впервые упоминалось о нём в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Незадолго до этого татары разбили под Суздалем русские полки, захватили в плен московского князя Василия и увезли его в ставку хана. Заплатив за себя огромный выкуп, в сопровождении ханских князей, вынужденно отдав татарскому царевичу город Касимов, подавленный выпавшими на его жизнь неудачами, князь остановился в Дудине монастыре. Монастырь знаменит также тем, что  во время своего хождения в Нижний Новгород здесь останавливался Сергий Радонежский, и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена.

Архимандрит Макарий, описавший историю монастыря в позапрошлом веке, так объяснил название: Амвросиевым он называется по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки в этом месте, Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором в XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами на обоих берегах Оки.  История обители отражает сложную историю нашей страны. В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В 1620-х годах, по сведениям писцовой книги Дмитрия Лодыгина, в монастыре существовало три деревянных храма – рубленый Успенский собор, Никольский храм и стоявшая на берегу реки Оки ниже монастыря церковь Ильи Пророка. Каменным строением в монастыре в это время была колокольня, построенная еще в 1592/1593 году, о чем свидетельствовала выбитая на ней надпись: «Лета 7101 году достроена колокольня при игумене Евфимии».

С 1676 года, когда монастырь перешел в ведение патриарха и стал именоваться Синодальным домовым монастырем, в нем развернулось каменное строительство. В  1677 году в монастыре по личному указу патриарха Иоакима заложили каменный Успенский собор. Сразу же после завершения возведения храма были выстроены и другие здания монастырского комплекса: корпус архимандрита с тремя сводчатыми подвалами и протяженный келейный корпус,  а также каменная ограда со святыми воротами, протяженностью более 300 м. К концу XVII века на берегу реки Оки возвышался прекрасный каменный архитектурный ансамбль, развалины которого дошли до наших дней.

После ликвидации патриаршества в России в 1721 году обитель была передана в ведение Коллегии экономии. С 1749 года, после того как игумену монастыря запретили управлять приписанными к обители крестьянами, монастырские здания из-за неимения средств на их содержание, постепенно приходят в ветхость. К 1764 году – времени проведения Екатериной II секуляризации церковных земель – Дудин монастырь, в котором осталось всего шесть иноков, был упразднен. Его Успенская церковь стала приходским храмом села Подъяблонного Горбатовского уезда, расположенного недалеко от  монастыря.

Успенская церковь практически разрушенного к началу XIX века монастырского ансамбля достаточно долго по мере возможности поддерживалась прихожанами. 

В конце XIX века колокольня Дудина монастыря своей архаичной архитектурой привлекла внимание архитектора Л.В. Даля, который выполнил тогда акварель с ее изображением и обмеры, опубликованные позже Императорской Археологической комиссией. В начале ХХ века архитектурный ансамбль монастыря начал восприниматься как памятник древности, заслуживающий сохранения, и в 1910 – 1912 годах под руководством нижегородского архитектора Леонида Дмитриевича Агафонова были проведены ремонтно-реставрационные работы Успенского собора. К сожалению, богоборческое движение советского периода не обошло стороной и  наш регион.

После ликвидации прихода села Подъяблонное  в 1939 году приходской храм был закрыт.

Вид монастыря до восстановления

        

На территории монастыря долгое время было запустение, лишь сохранились остатки отличного качества строений. Но с начала 2000-го года началось восстановление Дудина монастыря силами Нижегородской епархии, а с июля 2007 года в монастыре началась монашеская жизнь. Летом 2007 года у стен монастыря установлен самый большой в Нижегородской области православный крест. Его высота девять метров, а весит он более тонны. В наши дни Амвросиев Дудин монастырь является объектом культурного наследия регионального значения и собственностью Нижегородской епархии.           На территории монастыря есть несколько действующих источников, в том числе –  Николая Угодника и Сергия Радонежского отмеченный ещё на плане XVII века. По преданию один источник освятил сам преподобный Сергий Радонежский.

Поклонный крест у стен Дудина монастыря

 Монастырь расположен на высоком лесистом берегу Оки. Отсюда открывается живописный вид на реку, заливные поля и песчаные пляжи.   Сегодня на территории монастыря действует Успенский храм, где проводятся службы. Лично для меня знакомство с этим местом произошло недавно. До этого из средств массовой информации я знала, что недалеко от города Дзержинска, где я живу, идет восстановление православной обители. Но твердая уверенность в том, что должна там побывать, появилась после прочтения  слов архиепископа Георгия, сказанные им 7 мая 2008 года на  Божественной литургии в Дудином монастыре.

«Это место святое и намоленное. Наши предки освятили эту землю постом, бдением и молитвой, а сегодня в нашей жизни это оскудело. И нам надо не столько создавать новое, сколько вернуться к корням, к тем местам, где в веках совершалась молитва, потому что мы с вами совершенно немощны не столько телом, сколько духом… Мы к ним притекаем, чтобы пить воду живую, воду для жизни вечной — врачевать свои души и тела, трезвиться умом и возгораться сердцем ко Господу».

Я считаю, что у каждого современного человека должно быть свое место силы – уголок, где он может почувствовать покой и умиротворение, зарядиться энергией, задуматься о вечных ценностях. Это очень важно в сегодняшней жизни – хоть ненадолго сбросить с души груз повседневных забот, ощутить связь с природой,  и высшими силами, задуматься о своем месте и о своем назначении в этом мире. Для кого-то таким местом является отдаленный уголок природы с тихой речкой, кто-то отвлекается от повседневных забот, поднимаясь в горы или созерцая морскую стихию. Для меня таким местом стал Дудин монастырь, уголок, где люди на протяжении многих веков жили, верили, молились, творили добро и таким образом создавали магическую ауру этого места для будущих поколений – для нас с вами. Именно здесь впервые в жизни я почувствовала такой душевный подъем и такое умиротворение, которые не испытывала нигде больше. Именно с того момента своей жизни я начала осознавать, что православие – неотъемлемая часть жизни моего народа и что оно сыграло важную роль в развитии страны. Очень важно сохранять это наследие для наших детей, так же как наши предки сохраняли его для нас.   




Колокольня Дудина монастыря после реставрации

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.