Вход для участников

Попова Наталья Николаевна

05.11.2019 19:03

Республика Мордовия

"Семь чудес Инсарского района"

Инсарский район расположен на юге республики. Большая его часть находится в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Лесостепные ландшафты отличаются высокой освоенностью. Лесные массивы сохранились по междуречным пространствам. По наблюдениям орнитологов, бассейн Иссы является местом остановки многих водоплавающих птиц на пролете, в том числе белолобого и серого гуся, свиязя, гуменника, шилохвоста; на гнездовании отмечены: луговой лунь, камышо­вый лунь, тетерев, перепел, серая куропатка, перевозчик, домовый сыч, обыкновенный зимородок, коноплянка, садовая овсянка.

В культурном ландшафте района выделяются памятники федерального значения: вал засечной черты (XVII в.) в пригороде Инсара, Богоявленская церковь (1770) в с. Языкова Пятина, обелиск у с. Усыскино, установленный в 1951 г. на месте гибели героев-стратонавтов, ,. Всего на территории района зарегистрировано 60 памятников истории и культуры: 30 — истории, 15 — градостроительства и архитектуры, 5 — искусства, 10 — археологии (городища у сел Кириклеевский Майдан, Новые Верхиссы; курганы Шадымо-Рыскинские, Ямщинские, Инсарские и др.).

На территориях сельских населенных пунктов и в их окрестностях до сих пор сохранилось немало родников, которые не только дают жизнь многочисленным рекам и речушкам нашего края, но и обеспечивают жителей прекрасной питьевой водой. Раньше, когда в селах преобладал ручной труд, во время работы на полях — будь то весенняя пахота, сев, сенокос, уборка урожая — сельчане утоляли жажду водой из источников, находившихся поблизости: в оврагах, балках, ближних лесах. Вода источников в самих селах служила незаменимым атрибутом крещенского праздника.

За состоянием родников по воле сельского схода (общества) следили постоянно: ладили новые срубы, очищали источники от ила. Теперь эта важнейшая составляющая сельской жизни — «культура родника» почти не сохранилась. Многие родники прекратили свое существование. Но немало их продолжает свою жизнь. Недавно по инициативе педагогов Инсарского района в нескольких селах прошла экологическая акция, в ходе которой были приведены в порядок многие родники. Конечно, очень хочется, чтобы подобные мероприятия были не разовыми, а проходили систематически, чтобы все родники, существующие в нашем районе, радовали нас своей изумительной водой. Сегодня мы расскажем о судьбе нескольких наиболее известных в нашем крае родников.

«Тихвинский» родник

«Тихвинский» родник находится на восточной окраине села Усыскино. По преданию, источник существует несколько сотен лет. Когда-то был очень многоводным. До революции 1917 года здесь проходили богослужения, стояла часовня. Свое название во имя Тихвинской иконы Божией матери родник получил несколько веков назад. По преданию, в источнике была найдена икона Тихвинской Божией матери, блеск от которой заставлял воду в роднике сверкать ярким золотым светом. На богослужение, происходящее 9 июля, в Усыскино ежегодно собирались сотни верующих со всей округи.
Так было до революции 1917 года. Позднее, в советское время, родник был засыпан, богослужения запрещены. После Великой Отечественной войны житель села Усыскино И.С.Сапунов снова расчистил родник. Однако прежней силы источник уже не имел. Тем не менее, многие десятилетия празднование «Тихвинской» продолжалось. Несколько лет назад ныне покойная настоятельница Инсарского Свято-Ольгинского женского монастыря матушка Анастасия вместе с жителями села Усыскина облагородила родник, установила крест, икону на источнике. Рядом была сооружена купальня. Желающих исцелиться в Усыскино очень много. Вот уже несколько лет праздник во имя Тихвинской иконы Божией матери в селе Усыскино отмечается при большом стечении народа, совершается крестный ход от местного храма (недействующего) до святого источника.

Вода родника имеет особый вкус, она полюбилась многим жителям окрестных сел, которые часто приезжают на источник, чтобы получить силу, здоровье от святой воды, искупаться в источнике, который дарует уже не одно столетие людям благодать Божию.

«Явленный родник»

Этот родник, который жители села Мордовской Паевки называют «явленным», «святым», расположен на восточной окраине населенного пункта. Его вода вкусная, «легкая на вкус», очень чистая.

Уже не одно поколение сельчан пользуется родниковой водой.
В 2006 году мордпаевцы облагородили родник. Построили над источником часовню, а чуть поодаль—купальню.

Желающие могут здесь искупаться, и, судя по всему, купание помогает жителям обрести здоровье, особенно оно помогает тем, у кого болит спина.
У часовни в дни престольных праздников—летней и осенней Казанской—местный священник проводит богослужения, от храма до источника совершается крестный ход.

Иконников родник

Иконников родник расположен в центре села Засечная Слобода. Это самый большой по размерам родник в Инсарском районе. Чистая, вкусная вода любима жителями села. Источник тоже считается святым. Он находится в нескольких десятках метров от бывшего храма села Засечная Слобода. И свое имя носит по фамилии священника, который когда-то нес службу в местной церкви. Возле источника в прежние годы совершались богослужения, в крещение православные люди набирали святую воду и берегли ее целый год. И в настоящее время местные жители ухаживают за источником, ходят сюда за водой. Она напоминает по цвету хрусталь, а по вкусу напиток, который возвращает бодрость, силу и здоровье.


Играет, играет песочком «душа» родника. И этот источник, и его вода давно считаются святыми. Ведь ключ дарит людям свою чистоту, свежесть. Свою святость. А попробовав святой воды, и человек хоть немножко, но станет лучше. Потому что на доброту матушки-­природы человеческая душа должна ответить тоже добротой.

«Белый» родник

«Белый» родник располагается в трех километрах к северу от села Кочетовки. Свое название он получил по белесому цвету воды — такой цвет имеет только кочетовский родник. Местность, где располагается источник — это песчаные грунты белой глины. Они и придают воде такой особый оттенок. Родник расположен в неглубоком овраге. Он пользуется большой популярностью у местных жителей.

Практически в каждом доме хранится сосуд с родничной водой, которая считается лдечебной.

Об его истории существует немало легенд. Как гласит одно из преданий, первые жители села Кочетовки (Нижней Лухмы), переселенные сюда из Темниковских краев для защиты Инсарской укрепленной черты, увидели местность довольно дикую, непроходимые леса. С левого берега реки Инсарки, из лесной чащи время от времени раздавался шум, непонятный населению. Самые смелые уходили в леса, но ничего необычного в лесных дебрях не находили. И только трое смельчаков, пробравшись в глубь леса, остановились на краю оврага, на дне которого раздавался сильный шум. Перекрестившись для смелости, они стали спускаться по склону оврага и вдруг были поражены красным столбом воды, взметнувшимся вверх. По преданию, напоминавшая кровь жидкость время от времени поднималась вверх, затем с шумом, брызгами опускалась вниз и текла по дну оврага. Только спустя какое-то время люди поняли, что это не кровь, а вода имеет цвет ярко красный, от цвета глины. Мощь родника была необычайной. Так продолжалось несколько десятков лет. А затем родниковая жила стала бить в другом месте. Цвет воды у родника был то желтый, то рыжий, пока не стал белым. Тогда родник и получил сегодняшнее название. Кочетовцы пытались ухаживать за родником, выравнивали его русло. Говорят, если к водам родника прикасался недобрый человек, вода исчезала, источник иссякал и начинал бить в другом месте.

Прошли годы. Вместо глухих, диких лесов вдоль левого берега Инсарки раскинулись поля. Потерял силу родник. Но его воду по-прежнему почитают местные жители.

Еще один рассказ о роднике бытует среди кочетовцев. Во время Великой Отечественной войны уроженец села Кочетовки (его фамилия не сохранилась) попал в Австрии в плен. Получилось так, что его допрашивал австриец, который в первую мировую войну находился в плену в Инсаре. Узнав, что солдат родом из Кочетовки, австриец первым делом спросил, сохранился ли в окрестностях Кочетовки родник, шум которого в иные дни достигал даже Инсара.
Много и других интересных историй о «белом» роднике бытует в селе. Но главное — родник по-прежнему дарит местным жителям воду, которая и по вкусу, и по цвету отличается от других многочисленных родников, которые существуют в окрестностях бывших поселков Гремячий и Горки. Кстати, поселок Гремячий получил свое название от родника Гремячий, чьи воды с шумом спускаются из лесной чащи вниз—в речку Инсарку. Шум этого бурливого потока напоминает кочетовцам о мощи и силе знаменитого «белого» родника.

Семиродники

Ни одно живое существо не может обойтись без воды, недаром ее называют колыбелью жизни. Село Сиалеевская Пятина славится своими родниками. Особенно жители Инсарского района полюбили живописное место села — Семиродники.

Семиродники — это святое место с целебной вкусной водой из семи ключей и красивой природой. Название ему люди дали по количеству родников. Добраться до него очень просто. Родники находятся в восьми километрах юго-восточнее Сиалпятины. К родникам ведет проезжая дорога, которая начинается от здания местной амбулатории, находящейся в центре села в направлении к молочнотоварной ферме. Далее нужно проехать три тополиных лесозащитных полосы. Очень важно здесь не заблудиться, нужно держаться левой стороны, справа начинается лес. Между лесополосами располагаются поля местного хозяйства, отличающиеся красотой и ухоженностью. В этом году на них преобладали зерновые культуры. Дорога в Семиродники радует глаз и создает душевное равновесие. А вот и Семиродники. Место их расположения — овраг с крутыми склонами. Семь родников находятся у подножья его восточного склона. Они близко располагаются друг к другу, образуя стройный ряд, питаются грунтовыми водами, дают начало реке Зуевка.

Святые отцы говорят, что вода имеет своего Ангела Хранителя. Уже поэтому мы должны стоять на страже источников жизни, как когда-то стояли наши деды и прадеды.

Троицы Живоначальной, Михаила Архангела, Сергия Радонежского, «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери

Церковь в г. Инсар Республики Мордовия в честь Троицы Живоначальной (Свято-Троицкая) вначале была деревянной, а в 1779 году заводчиками Никоновыми была перестроена в камень

В 1879 году к храму была пристроена трапезная, в которой тогда же освятили три придельных престола -- во имя Архистратига Михаила, Преподобного Сергия Радонежского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Храм являлся памятником как стиля барокко, так и классицизма. В начале ХХ века приход состоял из 1750 человек (вместе с приписной деревней Кульмежи).

Церковь Богоявления Господня 1770 год

Церковь Богоявления Господня, Языкова Пятина

Инсарский район, село Языкова Пятина,

Богоявленская церковь

КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Федерального значения

ВИД ОБЪЕКТА

Памятник

ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЯ

Памятник градостроительства и архитектуры 1770 г.

ПАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания - крупнейший универсальный оператор связи.